Симптомы сухой лунки и альвеолита после удаления зуба, лечение в домашних условиях

Удаление зуба – процедура неприятная, болезненная, но зачастую необходимая. Хотя в процессе операции болезненных ощущений удается избежать, они все равно возникнут, когда закончится действие наркоза, и могут сохраняться несколько дней. Иногда такая боль является симптомом начала развития осложнений.

Альвеолит — что это?

Проблема заключается в том, что кровяной сгусток, возникающий после операции по удалению, не выполняет свои функции в должной степени, или же его нет вовсе — такое явление называется сухая лунка. По этой причине процессу распространения альвеолита ничто не может помешать: в ране скапливается слюна с остатками пищи, которая попадает в кровь и провоцирует процесс гниения.

Наиболее часто заболевание развивается на месте удаленных премоляров, моляров и зубов мудрости. Иногда оно начинается из-за особенно сложной операции по удалению. К оперативным осложнениям принято относить:

• хрупкую зубную ткань, которая разрушается из-за механического воздействия, при этом в ране остаются мелкие осколки зубов, их приходится удалять по одному;
  • особенности строения корней: искривленные отростки, сцепленные с корнями других зубов;
  • удаление непрорезавшихся или частично прорезавшихся зубов;
  • удаление корня при отсутствии верхней части зуба.

Такие операции требуют особой квалификации стоматолога, ведь в процессе приходится делать разрез десны, производить удаление осколков по частям, выпиливать корни бормашиной. В результате образования дополнительных открытых ран во рту появляются благоприятные условия для размножения бактерий и возникновения альвеолита.

Основные причины воспаления

Иногда заражение происходит из-за некачественно проведенной операции или по вине врача, который мог оставить в стенках лунки удаленного зуба ватный или марлевый тампон, но эти случаи довольно редки. К основным причинам развития альвеолита относится синдром сухой лунки, несоблюдение пациентом правил питания и гигиены в послеоперационный период, игнорирование предписаний врача.

Врачебная практика знает и иные пути попадания в рану инфекции, это может быть как одна причина, так и сочетание нескольких факторов:

• разрушение или исчезновение кровяного сгустка, охраняющего рану — сухая лунка после удаления зуба (бактерии проникают в мягкие ткани и в кости челюсти);
  • заболевание альвеол, незамеченное врачом перед удалением зуба;
  • скопление налета в сухой лунке;
  • кариес на соседних зубах;
  • иммунитет, ослабленный заболеванием, который не в состоянии противостоять бактериям, населяющим ротовую полость;
  • несоблюдение правил питания: прием грубой и волокнистой пищи после операции;
  • не до конца очищенная лунка;
  • некачественная постоперационная обработка антисептиком.

Как понять, что у вас альвеолит?

Признаки возникновения альвеолита после удаления зуба не проявляются сразу. Тревожные симптомы больной начинает ощущать спустя несколько дней после операции по удалению зуба. Заражение начинается с верхних тканей, а затем, при отсутствии своевременной помощи, инфекция распространяется вглубь десны, поражая кость. Первые признаки возникновения альвеолита слабо выражены. О заболевании свидетельствуют:

• боль в лунке, краснота слизистой;
  • отсутствие в лунке кровяного сгустка, вместо этого она заполнена слюной, остатками пищи;
  • усиление болезненных ощущений при приеме пищи.

На этом этапе важно провести грамотную диагностику симптомов альвеолита. Если оставить эти признаки без внимания, заболевание прогрессирует. Отмечается:

• серый налет или разложившийся сгусток в лунке;
  • усиление болевых ощущений;
  • отек лица;
  • увеличение лимфоузлов, боль в их области;
  • дурной запах изо рта, вызванный процессом гниения остатков пищи и действием бактерий;
  • классические признаки воспаления: повышение температуры, озноб, вялость, ломота в конечностях;
  • отек десны, краснота, болезненность.

По фото, представленным ниже, не сложно отличить здоровую рану после операции и начало развития осложнений. Внутри здоровой десны на фото можно увидеть темно-красный сгусток крови, в то время как воспаленная область покрыта малым сгустком лишь частично, либо же он отсутствует полностью, а полость заполнена остатками пищи и частичками некротической ткани.

Виды альвеолита

Альвеолит разделяют на несколько основных видов:

• Серозный. Боль носит постоянный характер, усиливается в процессе пережевывания пищи; может наблюдаться проявление синдрома сухой лунки. Других симптомов, помимо боли, может не быть вовсе, лимфоузлы сохраняются в здоровом состоянии, температура тела не повышена. Эта форма недуга может держаться до недели, не меняя симптомов, а затем переходит в следующую стадию.
  • Гнойный. Инфекция развивается, к боли в районе удаленного зуба добавляется общее состояние недомогания – температура, озноб, слабость, головная боль. Пораженная область челюсти отекает, из-за чего лицо становится ассиметричным. В ранке можно заметить гной, изо рта доносится гнилостный запах. При пальпации боль в стенках лунки усиливается, наблюдается утолщение и воспаление отростков альвеол с обеих сторон.

Отдельно стоит выделить смертельно опасное заболевание — токсический фиброзирующий альвеолит. Несмотря на схожесть названий, оно развивается в альвеолах легких и возникает из-за воздействия на организм токсических веществ, например, некоторых лекарственных препаратов.

Консультация стоматолога и назначение лечения

Если вы почувствовали, что боль в лунке после операции связана не только с нарушением целостности тканей ротовой полости, и подозреваете, что началось воспаление, первое, что вы должны сделать – записаться на прием к своему стоматологу. Лечение альвеолита будет удачным и не вызовет негативных последствий для состояния здоровья всего организма только в том случае, если терапия будет назначена незамедлительно.

Пока вы ожидаете приема к специалисту, можно облегчить свое состояние дома при помощи отваров трав или физраствора. Не пытайтесь извлечь в домашних условиях кровяной сгусток из ранки, даже если вам не нравится, как он выглядит – гноится, окрасился в черный цвет.

Если вам удалось полностью избавиться от болевых ощущений, не думайте, что дальше лечить недуг не обязательно. Только врач может оценить причину воспаления и назначить антибиотики, поэтому все средства народной медицины – лишь временная мера.

Лечение будет назначено сразу, как только врач поставит диагноз болезни: альвеолит. Обычно это сочетание антибиотикотерапии, НПВП и антисептических препаратов. Выбор антибиотика обуславливается его быстротой проникновения в мягкие ткани. Чаще всего назначают Джозамицин, Линкомицин, Амикацин и другие.

Антисептики при альвеолите используют в виде жидкостей для промывания и обеззараживания ротовой полости: Хлоргексидин, Гексорал, Фурацилин и другие. Противовоспалительные препараты призваны снизить болевые ощущения и сбить температуру, если таковая есть. К эффективным средствам относятся Ибупрофен и таблетки на его основе — Кеторол, Диклофенак. При вынужденном длительном приеме лекарств назначают Омепразол.

Часто прописывают Финлепсин, который создан для борьбы с болью неврологического характера, так как болевой синдром связан с постоянным раздражением тройничного нерва из-за механического воздействия. При боли особой интенсивности может быть использован Лидокаин в качестве средства местной анестезии.

Оперативное вмешательство применяется в запущенных случаях. Специалист вручную проводит очищение лунки и окружающих ее мягких тканей, удаляет омертвевшие слои слизистой и накопленный гной, а затем проводит обработку антисептиком.

Лечение токсического фиброзирующего недуга проводится в условиях стационара, успех лечения напрямую зависит от оперативности диагностики. Первым делом устраняют пагубное действие на организм токсических веществ.

Опасность самостоятельного лечения

Распространенный совет для тех, кто мучается от боли после удаления зуба, – полоскать рот раствором поваренной соли или пищевой соды, однако врачи считают его вредным. В результате полоскания защитный кровяной сгусток, мешающий инфекции проникнуть в рану, вымывается, обнажая открытую десну, из-за чего вместо лечения сухой лунки получается обратный эффект.

Ни в коем случае не следует заканчивать лечебные процедуры полосканием, после всех мер по смягчению боли нужно обратиться к врачу. Без антибиотиков развитие осложнений неизбежно, это грозит как минимум потерей соседних зубов, даже если ранее они были полностью здоровыми.

Отсутствие своевременного лечения фиброзирующего альвеолита в подавляющем большинстве случае приводит к летальному исходу, так как спасти пациента может только трансплантация органа, доступная лишь единицам пациентов.

На начальном этапе терапия фиброзирующего альвеолита осуществляется медикаментозными препаратами, которые могут оказаться эффективными, а также исключается воздействие токсических веществ.

Возможные осложнения при отложенном лечении

Постэкстракционный синдром относится к заболеваниям, которые без своевременного лечения в любом случае приведут к тяжелейшим последствиям для здоровья пациента в целом:

• недостаток кислорода и как следствие дыхательная недостаточность;
  • значительное повышение артериального давления;
  • из-за развивающихся патологических процессов в легких может возникнуть острая сердечная недостаточность;
  • хронические заболевания дыхательных путей: бронхит, трахеит;
  • эмфизема легких.
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (5 оценили на 4,40 из 5)
МикроДент
  1. Василий

Мне удаляли зуб по частям, причем извлекли сначала зуб мудрости целиком, а потом оказалось, что в десне много осколков, каждый день ходил к врачу, и он доставал все новые и новые куски. Попутно и альвеолит пришлось лечить.

2. Марина

Я бы на вашем месте больше к этому врачу никогда не пошла. Более того, в суд на него подала бы. Оставить в десне много осколков — это халатность. Это стоматолог вам должен платить за ущерб здоровью, а не вы ему!