Миогимнастика для взрослых и детей: как исправить прикус с помощью упражнений?

Миогимнастика входит в число самых эффективных и доступных методов лечения аномалий в ортодонтии, связанных с дисфункцией жевательных и мимических мышц, неправильным прикусом и нарушениями функций височно-нижнечелюстного сустава. При обнаружении проблемы на начальном этапе в процессе формирования челюсти у ребенка ее решают с помощью упражнений, для выполнения которых требуется только время и терпение.

Миогимнастика – что это такое?

Миогимнастика в ортодонтии представляет собой набор упражнений, способствующих исправлению и (или) предотвращению появления различных дефектов. По принципу действия миотерапия считается лечебной физкультурой, в ходе выполнения которой осуществляется воздействие на разнообразные группы мышц челюстно-лицевой системы, отвечающие за нормальное развитие прикуса.

Гимнастику назначает врач с учетом всех особенностей структуры челюсти пациента. Она выступает в качестве:

  • самостоятельного лечения;
  • элемента комплексной терапии;
  • подготовки к ортодонтической коррекции (назначается за 2 месяца до начала лечебного курса);
  • профилактической меры.

Миогимнастику назначают детям в 4–7 лет. Считается, что в этом возрасте она наиболее эффективна. После 9 лет результативность как лечебного метода снижается, но упражнения могут оказывать дополнительное терапевтическое воздействие на челюсть.

Миотерапия для взрослых и детей: в чем разница?

Миогимнастику используют для лечения взрослых и детей. Однако существенным различием в исправлении челюстных дефектов с помощью гимнастики является то, что в детском возрасте это полноценный, самостоятельный и результативный метод коррекции, в то время как у взрослых это только вспомогательное средство. Во взрослом возрасте более актуальным методом решения проблемы является аппаратное лечение, а также протезирование, ношение брекетов или хирургическое вмешательство.

В детском возрасте разработанный комплекс упражнений обеспечивает:

  • устранение дефектов;
  • тренировку мышц;
  • восстановление челюстных функций;
  • нормализацию носового дыхания;
  • улучшение речи.

Упражнения

Любая гимнастика, направленная на исправление аномалий, должна проходить под контролем врача. Именно он после тщательной диагностики назначает комплекс упражнений в зависимости от имеющейся проблемы. Через месяц регулярных тренировок с соблюдением всех правил проведения миотерапии можно наблюдать первые результаты.

Для детей особенно важно, чтобы задания были простыми, понятными и проводились в игровой форме.

При нарушениях прикуса

Набор упражнений зависит от типа нарушения прикуса:

  1. Глубокий. В положении стоя вытянутые руки заводятся назад, а подбородок выдвигается вперед как можно сильнее и возвращается обратно. Повторять по 10–15 раз. Через месяц нижнюю челюсть нужно вытягивать так, чтобы она выходила за верхние резцы. Просто открывать и закрывать рот в течение 3–5 минут до 5 раз в сутки.
  2. Открытый. Осуществлять сильное сжимание челюстей с дополнительным сопротивлением, которое оказывается за счет пальцев, расположенных на фронтальной стороне зубов. Переменное сжимание и разжимание зубов до появления усталости. Зажимание предмета, например карандаша.
  3. Мезиальный. Кончиком языка нужно давить на внутреннюю поверхность коронок по 5 секунд. Повторять упражнение 5 минут. Сидя на твердой поверхности и запрокинув голову назад, касаться языком основания неба. Завести нижнюю губу как можно дальше в рот под передними зубами.
  4. Косой. Проводится пересеченное смыкание челюстей. Смещение челюсти происходит с широко открытым ртом, после чего медленно и сильно сжимают зубы на 50 секунд.

Для губ и языка

Для губ и языка подходят следующие упражнения:

  • вращение языка под плотно сжатыми губами;
  • удары верхней губой по вытянутому языку, находящемуся на нижней губе;
  • открытие рта с прижатым к небу языком и последующим смыканием губ;
  • прикладывание языка к альвеолам с сомкнутыми губами;
  • цоканье языком не менее 50 раз с резиновым кольцом на его средине, при этом зубы сомкнуты, а губы приоткрыты;
  • облизывание губ языком от уголка к уголку;
  • касание языком подбородка и кончика носа;
  • счет зубов языком с двух сторон;
  • упор языка попеременно в каждую щеку.
Оцените статью:   1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (7 оценка: 4,57 из 5)
 Загрузка... Загрузка...
Комментарии посетителей по теме статьи:
  1. Виктор:

    У ребенка были кривые зубы и нарушена дикция. Нам посоветовали специальные упражнения. Начали делать их в игровой форме. Получалось не всегда проводить их регулярно, но даже после полугода непостоянных сеансов мы уже наблюдали улучшения в произношении. Потом ребенку даже не хватало этих игр

  2. Зинаида:

    Наверное, при небольших нарушениях можно обойтись упражнениями. Но если есть серьезное нарушение прикуса, скрученные зубы и неправильное строение челюсти, гимнастика не поможет. В таких случаях главное не произношение, нужны аппараты, а то и операция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.