Почему у взрослых и детей могут появляться черные точки на деснах вокруг зубов, как избавиться от потемнения?

Темные пятна на слизистой рта могут стать серьезным поводом для беспокойства. Чаще всего черные точки появляются у взрослых вследствие травм, однако причины могут быть серьезнее, вплоть до некроза или злокачественного образования. Рассмотрим, почему появляются пятнышки во рту, и какие методы применяются для лечения заболевания.

Возможные причины почернения десен у детей и взрослых

• Стоматит – воспаление слизистой рта. Появляющиеся при развитии болезни пятна на деснах имею белый цвет с желтоватым оттенком. Однако при глубоком воспалительном процессе или кровотечении они темнеют.
  • Почернение десен часто возникает у заядлых курильщиков. Это явление обусловлено контактом сигаретного дыма со слизистой рта. В ответ на раздражение клетки эпителия вырабатывают меланин – пигмент, синтезирующийся во время загара.
  • Отложения зубного камня, растущего на линии десны и под ней, провоцируют потемнение слизистой.
  • Невылеченный кариес, который достиг пульпы и периодонта, также может спровоцировать изменение цвета мягких тканей. Он может протекать скрыто, разрушая зуб изнутри, – внешне разглядеть патологию практически невозможно. В запущенной стадии заболевание отражается на внешнем виде слизистой: она чернеет у основания зуба, появляется небольшой отек (рекомендуем прочитать: почему чернеет зуб с разных сторон?).
  • Почернение десны вокруг зуба может образовываться по естественным причинам – с возрастом. Однако у молодых людей пятна бурого или фиолетового оттенка говорят о наличии проблемы.
  • К отмиранию мягких тканей и образованию черно-серых пятен приводят термические или химические ожоги.
  • Темные точки появляются при ношении протезов или травмировании слизистой острым краем зуба. Такие проблемы возникают вследствие неправильно выполненной пломбировки или просчетов при изготовлении искусственных зубов.
  • Амальгама, которая раньше часто применялась в качестве пломбировочного материала, провоцирует изменение цвета тканей десен возле зуба. Сплав серебра и ртути окрашивает слизистую, а горячая пища ускоряет этот процесс.

Если наблюдается потемнение слизистой у ребенка, это зачастую свидетельствует о прорезывании зубов. Когда у крохи в 1 год появилось синее пятнышко, не стоит беспокоиться – это гематома, образующаяся из-за разрушения капилляров пробивающимся зубом.
Однако если слизистая потемнела у ребенка, который уже может похвастаться полноценным молочным прикусом, это может говорить о развитии гингивита или стоматита. Чаще всего заболевание развивается у детей, пренебрегающих правилами гигиены. Также у ребенка могут образоваться темные участки на деснах вследствие:
  • недостатка кальция;
  • кариеса;
  • дисбактериоза;
  • гипоплазии эмали;
  • слабого иммунитета;
  • употребления продуктов, содержащих темный пигмент.

Что означает почернение зуба у десны?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

Ваш вопрос:

Черная точка на десне чаще всего означает гематому или кровоподтек – появившееся пятнышко способно увеличиваться. При наличии запущенного кариеса почернение может затронуть не только зуб, но и десну, которая начинает болеть.

Иногда черное пятно может означать некроз. Это cостояние необратимо, а на поздней стадии развития некроза участок отмершей ткани придется удалять. При обнаружении такого образования нужно в срочном порядке записаться на прием к стоматологу.

В некоторых случаях пятна на слизистой могут перерождаться в злокачественные опухоли.

Способы устранения черных пятен на деснах в зависимости от причин их возникновения

Появившаяся на слизистой черная точка должна заставить человека обратиться к врачу. Специалист выяснит причину болезни и назначит корректное лечение. При воспалении чаще всего назначают:

• раствор Ротокан для орошения полости рта 3 раза в день;
  • гель Метрогил Дента для смазывания проблемных участков (курс лечения до месяца);
  • антисептик Хлоргексидин, который смешивается с водой в пропорции 1:1;
  • раствор соды или отвар мяты, шалфея, ромашки для полосканий 2 – 3 раза в сутки.

Если у человека почернела десна вследствие других причин, лечение включает обработку антисептиками, которое осуществляется после проведения основной терапии:

• Темные пятнышки, появившиеся из-за воспаления, могут удалить с помощью лазера. Метод обеспечивает восстановление тканей и позволяет уничтожить патогенные микроорганизмы. Если причину почернения десны сразу выяснить не получилось, проводят гистологическую диагностику.
  • Когда десна постепенно чернеет вследствие курения, пациенту в первую очередь нужно отказаться от пагубной привычки. Обычно для устранения пятнышек применяют лазерную коррекцию.
  • Если слизистая почернела вследствие действия амальгамовой пломбы, темные ткани удаляют хирургически, чтобы улучшить внешний вид ротовой полости. Когда пятно причиняет дискомфорт, иссеченные ткани отправляют на биопсию.
  • При наличии запущенного кариеса, вызывающего потемнение мягких тканей, требуется полностью отреставрировать зубы. Слизистая при тщательном уходе сможет самостоятельно восстановиться через месяц.
  • Язвенные образования лечат с применением Винилина. Аппликации прикладывают к пораженному участку на 20 минут – это позволяет ускорить процесс регенерации.
  • Если потемнение вызвано некрозом, задачей стоматолога становится спасение слизистой от инфицирования продуктами распада. Отмершие ткани удаляют, а при иссечении больших участков проводится ушивание десны. Чтобы уничтожить бактерии, специалист рекомендует использовать Хлоргексидин для полосканий, а также компрессы с Химотрипсином для остановки нагноения. Для заживления ран используется мазь Левомеколь.
  • Для упрощения прорезывания зубов у грудничка применяются гели Дентинокс, Калгель, Камистад. Гематомы рассосутся, как только единица пробьется сквозь мягкие ткани.
  • Если коричневые или бурые точки на слизистой у ребенка появились из-за стоматита или гингивита, для лечения используют Нистатиновую мазь, Холисал, Актовегин, Бонафтон и др. Врач назначит препараты в зависимости от этиологии заболевания.

Профилактические мероприятия

В целях предупреждения появления темных пятен или точек на деснах необходимо:

• отказаться от вредных привычек;
  • проводить тщательную гигиену ротовой полости, в том числе ежедневно удалять с помощью нити или интердентального ершика мягкий налет с зубов;
  • подбирать продукты питания, богатые минералами и витаминами;
  • проходить профилактический осмотр у доктора дважды в год.
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (3 оценили на 5,00 из 5)
Записки стоматолога
  1. Кристина

У меня была травма — упала дома и ударилась об угол стола, на десне появилась гематома. Не думаю, что такое нужно лечить, на ногах ведь синяки никто не лечит. Через неделю черное пятно прошло само.

2. Владимир

Вам, конечно, повезло! У меня был очень похожий случай, но последствия были более серьезные. Да и цвет начал меняться — гематома стала фиолетовой! Хорошо, что вовремя обратился к стоматологу. Он сказал, что произошел разрыв капилляров и кровь попала в мягкие ткани!