Почему у взрослых и детей могут появляться черные точки на деснах вокруг зубов, как избавиться от потемнения?

Темные пятна на слизистой рта могут стать серьезным поводом для беспокойства. Чаще всего черные точки появляются у взрослых вследствие травм, однако причины могут быть серьезнее, вплоть до некроза или злокачественного образования. Рассмотрим, почему появляются пятнышки во рту, и какие методы применяются для лечения заболевания.

Возможные причины почернения десен у детей и взрослых

Если у взрослого десна имеет черный цвет, это может быть вызвано одной из причин:
(см. также: после удаления зуба десна стала черной)

• Стоматит – воспаление слизистой рта. Появляющиеся при развитии болезни пятна на деснах имею белый цвет с желтоватым оттенком. Однако при глубоком воспалительном процессе или кровотечении они темнеют.
  • Почернение десен часто возникает у заядлых курильщиков. Это явление обусловлено контактом сигаретного дыма со слизистой рта. В ответ на раздражение клетки эпителия вырабатывают меланин – пигмент, синтезирующийся во время загара.
  • Отложения зубного камня, растущего на линии десны и под ней, провоцируют потемнение слизистой.
  • Невылеченный кариес, который достиг пульпы и периодонта, также может спровоцировать изменение цвета мягких тканей. Он может протекать скрыто, разрушая зуб изнутри, – внешне разглядеть патологию практически невозможно. В запущенной стадии заболевание отражается на внешнем виде слизистой: она чернеет у основания зуба, появляется небольшой отек (рекомендуем прочитать: почему чернеет зуб с разных сторон?).
  • Почернение десны вокруг зуба может образовываться по естественным причинам – с возрастом. Однако у молодых людей пятна бурого или фиолетового оттенка говорят о наличии проблемы.
  • Черная точка может образоваться при сильном механическом воздействии: ударе или травме (рекомендуем прочитать: черные точки на зубах: что это и как от них избавиться?). Это приводит к разрыву капилляров и оттоку крови в мягкие ткани. На десне можно увидеть фиолетовый синяк или шишку, которые со временем меняют цвет на коричневый и желтый (рекомендуем прочитать: почему появляется шишка на десне и как ее лечить?).
  • К отмиранию мягких тканей и образованию черно-серых пятен приводят термические или химические ожоги.
  • Темные точки появляются при ношении протезов или травмировании слизистой острым краем зуба. Такие проблемы возникают вследствие неправильно выполненной пломбировки или просчетов при изготовлении искусственных зубов.
  • Амальгама, которая раньше часто применялась в качестве пломбировочного материала, провоцирует изменение цвета тканей десен возле зуба. Сплав серебра и ртути окрашивает слизистую, а горячая пища ускоряет этот процесс.

Если наблюдается потемнение слизистой у ребенка, это зачастую свидетельствует о прорезывании зубов. Когда у крохи в 1 год появилось синее пятнышко, не стоит беспокоиться – это гематома, образующаяся из-за разрушения капилляров пробивающимся зубом.
Однако если слизистая потемнела у ребенка, который уже может похвастаться полноценным молочным прикусом, это может говорить о развитии гингивита или стоматита. Чаще всего заболевание развивается у детей, пренебрегающих правилами гигиены. Также у ребенка могут образоваться темные участки на деснах вследствие:
  • недостатка кальция;
  • кариеса;
  • дисбактериоза;
  • гипоплазии эмали;
  • слабого иммунитета;
  • употребления продуктов, содержащих темный пигмент.

Что означает почернение зуба у десны?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему — задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

Ваш вопрос:

Черная точка на десне чаще всего означает гематому или кровоподтек – появившееся пятнышко способно увеличиваться. При наличии запущенного кариеса почернение может затронуть не только зуб, но и десну, которая начинает болеть.

Иногда черное пятно может означать некроз. Это cостояние необратимо, а на поздней стадии развития некроза участок отмершей ткани придется удалять. При обнаружении такого образования нужно в срочном порядке записаться на прием к стоматологу.

В некоторых случаях пятна на слизистой могут перерождаться в злокачественные опухоли.

Способы устранения черных пятен на деснах в зависимости от причин их возникновения

Появившаяся на слизистой черная точка должна заставить человека обратиться к врачу. Специалист выяснит причину болезни и назначит корректное лечение. При воспалении чаще всего назначают:

• раствор Ротокан для орошения полости рта 3 раза в день;
  • гель Метрогил Дента для смазывания проблемных участков (курс лечения до месяца);
  • антисептик Хлоргексидин, который смешивается с водой в пропорции 1:1;
  • раствор соды или отвар мяты, шалфея, ромашки для полосканий 2 – 3 раза в сутки.

Если у человека почернела десна вследствие других причин, лечение включает обработку антисептиками, которое осуществляется после проведения основной терапии:

• При наличии зубного камня требуется профессиональная чистка. Она проводится в кабинете стоматолога, который удаляет отложения, собравшиеся около зубов.
  • Темные пятнышки, появившиеся из-за воспаления, могут удалить с помощью лазера. Метод обеспечивает восстановление тканей и позволяет уничтожить патогенные микроорганизмы. Если причину почернения десны сразу выяснить не получилось, проводят гистологическую диагностику.
  • Когда десна постепенно чернеет вследствие курения, пациенту в первую очередь нужно отказаться от пагубной привычки. Обычно для устранения пятнышек применяют лазерную коррекцию.
  • Если слизистая почернела вследствие действия амальгамовой пломбы, темные ткани удаляют хирургически, чтобы улучшить внешний вид ротовой полости. Когда пятно причиняет дискомфорт, иссеченные ткани отправляют на биопсию.
  • При наличии запущенного кариеса, вызывающего потемнение мягких тканей, требуется полностью отреставрировать зубы. Слизистая при тщательном уходе сможет самостоятельно восстановиться через месяц.
  • Язвенные образования лечат с применением Винилина. Аппликации прикладывают к пораженному участку на 20 минут – это позволяет ускорить процесс регенерации.
  • Если потемнение вызвано некрозом, задачей стоматолога становится спасение слизистой от инфицирования продуктами распада. Отмершие ткани удаляют, а при иссечении больших участков проводится ушивание десны. Чтобы уничтожить бактерии, специалист рекомендует использовать Хлоргексидин для полосканий, а также компрессы с Химотрипсином для остановки нагноения. Для заживления ран используется мазь Левомеколь.
  • Для упрощения прорезывания зубов у грудничка применяются гели Дентинокс, Калгель, Камистад. Гематомы рассосутся, как только единица пробьется сквозь мягкие ткани.
  • Если коричневые или бурые точки на слизистой у ребенка появились из-за стоматита или гингивита, для лечения используют Нистатиновую мазь, Холисал, Актовегин, Бонафтон и др. Врач назначит препараты в зависимости от этиологии заболевания.

Профилактические мероприятия

В целях предупреждения появления темных пятен или точек на деснах необходимо:

• отказаться от вредных привычек;
  • проводить тщательную гигиену ротовой полости, в том числе ежедневно удалять с помощью нити или интердентального ершика мягкий налет с зубов;
  • подбирать продукты питания, богатые минералами и витаминами;
  • проходить профилактический осмотр у доктора дважды в год.
Оцените статью:   1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (3 оценка: 5,00 из 5)
Комментарии посетителей по теме статьи:
  1. Кристина:

У меня была травма — упала дома и ударилась об угол стола, на десне появилась гематома. Не думаю, что такое нужно лечить, на ногах ведь синяки никто не лечит. Через неделю черное пятно прошло само.

2. Владимир:

Вам, конечно, повезло! У меня был очень похожий случай, но последствия были более серьезные. Да и цвет начал меняться — гематома стала фиолетовой! Хорошо, что вовремя обратился к стоматологу. Он сказал, что произошел разрыв капилляров и кровь попала в мягкие ткани!