Что делать, если откололся кусок зуба, почему так могло произойти и стоит ли удалять поврежденную единицу?

К стоматологу чаще всего обращаются при появлении зубной боли. Бывают ситуации, когда следует обратиться за консультацией к врачу, даже если зуб не болит — например, при наличии скола. Важно своевременно оказать помощь, чтобы эстетическая проблема не привела к более серьезным заболеваниям полости рта.

Почему может отколоться кусочек зуба?

Откололся кусок зубаВоздействие различных факторов нарушают состояние эмали, которая может треснуть или отколоться. При появлении патологии стоматолог в первую очередь определяет ее причину. В зависимости от причины используются разные способы реставрации твердых тканей.

Наиболее распространенные факторы, при которых откалываются части зубов:

• недостаток микроэлементов, в частности кальция; чаще всего возникает в период беременности и лактации, а также у людей старшего возраста;
  • травма (падение, удар);
  • снижение защитных свойств эмали, которое происходит при злоупотреблении кислой и сладкой пищей;
  • аномалии прикуса;
  • слабая иммунная система;
  • гормональные нарушения;
  • стоматологические заболевания (кариес, пульпит, периодонтит);
  • неправильное пломбирование;
  • употребление твердых продуктов (орехи, семечки);
  • деминерализация эмали;
  • аномальный рост соседних единиц;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя);
  • хронические болезни (сахарный диабет).

Виды сколов на зубах и сопутствующие симптомы

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему — задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

Ваш вопрос:

Скол эмалиПри различных видах сколов используются разные способы сохранения зуба. Основные виды:

• повреждение эмали;
  • скол дентина;
  • разрушение с оголением нерва.

Эмаль наиболее подвержена воздействию внешних факторов. Некачественная чистка полости рта, употребление углеводной пищи и напитков контрастных температур, привычка грызть орехи или семечки приводит к ее ослаблению. В защитном слое появляются трещины и сколы. Как правило, они не вызывают болевых ощущений, поэтому визит к стоматологу откладывается на неопределенное время.

Это крайне неправильное поведение, при несвоевременно оказанной помощи незначительная трещина эмали может привести к развитию серьезных стоматологических заболеваний. В открытые каналы беспрепятственно проникают вредные микроорганизмы, разрушают эмаль, повышая ее чувствительность. Кроме того, если отвалился кусочек переднего резца, появляется эстетический дискомфорт.

Скол дентинаЕсли скололся дентин, то повреждение более заметно. Болевые ощущения также могут отсутствовать или появляться при надавливании. Опасность заключается в том, что дентин располагается над пульпой и, несмотря на его твердость, защитные свойства намного ниже, чем у эмали. Если отколовшийся кусочек единицы вовремя не нарастить, дентин вымывается, открывая нерв. Это приводит к тому, что отколотую единицу удаляют, зуб протезируют.

Скол с оголением пульпы является самым опасным видом. При незащищенном нерве в мягкие ткани легко проникают бактерии, вызывая воспаление. Появляется сильная боль, которая ненадолго снимается обезболивающими препаратами. Травма требует незамедлительного посещения врача, так как единица функционирует около 5 часов, затем происходит ее отмирание. Необходимо удалить пульпу и прочистить каналы. Чаще всего после процедуры рекомендуют реставрацию.

Первая помощь в домашних условиях

1. Внимательно и спокойно осмотрите полость рта, чтобы оценить степень травмы. Если скол оголил нерв, нельзя откладывать визит к стоматологу. Если болевые ощущения отсутствуют, следует записаться на прием к врачу.
  2. Прополощите полость рта теплой водой или слабым раствором соли, чтобы избежать занесения инфекции. Процедуру необходимо делать каждые 3 часа.
  3. При сильной боли примите обезболивающее средство, приложите к поврежденной единице тампон (даже если осталось пол зуба), смоченный в новокаине или таблетку Валидола. Если не хотите откладывать посещение стоматолога, лучше отказаться от препаратов, так как это может исказить клиническую картину и усложнить постановку диагноза.
  4. КомпрессПриложите холодный компресс на наружную сторону щеки для снятия отека.
  5. Не выбрасывайте отколовшийся кусочек. Он поможет реставрировать зуб, придав ему первоначальную форму.
  6. Следите за чистотой зубов. Проводите чистку ротовой полости утром и вечером щеткой с мягкой щетиной.
  7. Полощите рот отваром лекарственных трав (ромашка, мать-и-мачеха, подорожник), приготовленным в домашних условиях.

Способы восстановления передних, боковых и задних зубов

Методы реставрации поврежденной единицы зависят от:

• характера скола;
  • места повреждения в зубном ряду.

При откалывании большого кусочка с повреждением дентина устанавливают коронки. Такой способ является самым распространенным, так как существует огромный выбор используемых материалов (стеклокерамические, циркониевые), которые могут себе позволить люди разного достатка.

Маленький скол реставрируют при помощи накладок. Это долгая процедура, при которой в кусок зуба вставляется специальный материал. При повреждении нерва проводят депульпацию. Метод позволяет остановить воспаление и сохраняет здоровье зубного ряда.

Способ реставрации скола на передних резцах зависит от степени повреждения:

1. Реставрация зубаЕсли откололся маленький кусок зуба, проводят наращивание с помощью композитных материалов. Каждый нанесенный слой просвечивают световым излучением, дальше придают оставшейся части зуба необходимую форму. Процедура безболезненна, реставрация происходит за один прием. Иногда применяют метод винирования. Винир – накладка, которая приклеивается на внешнюю сторону единицы, имитируя эмаль. Материал прочный и долговечный, его цвет не изменяется со временем.
  2. При повреждении внутренних слоев устанавливают коронку (закрепляется на крайних резцах) или имплантат, предварительно прочистив каналы.
  3. При вертикальной трещине, которая задевает нерв, проводят процедуру восстановления эмали или устанавливают винир. При данной патологии половина единицы может отвалиться. Запломбировать такой зуб невозможно.

Боковые резцы реставрируют так же, как и передние. Боковые зубы не доставляют эстетического дискомфорта, поэтому для восстановления используют обычный пломбировочный материал. Виниры на такие резцы не устанавливают.

Задние моляры полностью закрыты от взглядов, поэтому для их восстановления используют методы, которые сохраняют функциональность зуба. Если зуб отломился незначительно, его реставрируют с помощью композитных материалов или керамических вкладок (подробнее в статье: что делать, если обломился зуб?). При серьезных повреждениях жевательных зубов устанавливают коронки, мостовидные протезы или имплантаты.

Если травмируется «зуб мудрости», то его не восстанавливают, тем более если он впился в десну. Он не участвует в пережевывании пищи, поэтому моляр удаляют.

Что делать, если скол образовался на молочном зубе у ребенка?

Чаще всего молочные зубы травмируются в результате травмы. Если откололся резец, родители не спешат вести малыша к стоматологу. Такое решение может негативно повлиять на здоровье постоянных единиц. Кроме того, из-за травмы может повыситься чувствительность и риск развития стоматита, что отразится на самочувствии и настроении ребенка. Лечение проводится с помощью нанесения на поврежденную единицу пломбировочного материала или консервационного геля.

Что нужно делать при сколе:

• остановить плач испугавшегося ребенка (объяснить, почему стало больно);
  • прополоскать рот малыша теплой водой;
  • дезинфицировать мягкие ткани;
  • не выбрасывать отколовшийся кусочек;
  • отвезти ребенка к стоматологу.

В каких случаях показано удаление поврежденного зуба?

Стоматологи пытаются сохранить поврежденные единицы всеми известными способами и лечить их. Бывают случаи, когда необходимо удалять единицы:

• У стоматологапродольный перелом корня;
  • отлом стенки ниже уровня десны;
  • искривление каналов при повреждении пульпы;
  • получение сильной травмы, которая наклонила корень;
  • сильное повреждение «зуба мудрости».

В остальных случаях применяют процедуру удаления поврежденных кусочков с последующей реставрацией. Перед удалением нужно пройти обследование и сделать снимок полости рта.

Возможные осложнения несвоевременного лечения

Если единица откололась, необходимо посетить стоматолога при первой возможности. Отколотый резец приносит эстетический дискомфорт, а также увеличивает риск развития стоматологических заболеваний:

• Гиперестезия (повышение чувствительности). Неприятный симптом, при котором зубы реагируют сильной кратковременной болью на употреблении сладкой и острой пищи, а также напитков контрастных температур. В дальнейшем боль может появляться при чистке полости рта и вдыхании холодного воздуха.
  • Нарушение прикуса. Патология появляется, если зуб отломался при получении травмы. При этом происходит наклон корня, ряд смещается и сдвигается. Для устранения проблемы поврежденную единицу необходимо удалить и протезировать.
  • Болит зубПоявление кист и гранулем.
  • Инфицирование пульпы. Характеризуется появлением сильной боли, вызванной воспалением нерва. Может привести к удалению зуба.
  • Изгиб и перелом корня (подробнее в статье: перелом корня зуба: симптомы и лечение).
  • Подвижность.

Профилактика сколов на зубах

Чтобы избежать появления трещин и сколов эмали, необходимо придерживаться следующих советов:

• Правильно питайтесь. Ограничьте употребление быстрых углеводов, ешьте овощи и фрукты.
  • Чистите зубы утром и вечером (подробнее в статье: когда надо чистить зубы — до завтрака или после?). Используйте правильную щетку и пасту.
  • Проводите чистку межзубных промежутков с помощью флоссов. Пользуйтесь ополаскивателем для полости рта.
  • Укрепляйте иммунитет.
  • Откажитесь от курения и алкоголя.
  • Не грызите леденцы, орехи, семечки.
  • Своевременно лечите стоматологические заболевания.
  • Не затягивайте с исправлением неправильного прикуса.
  • Регулярно посещайте стоматолога.
Оцените статью:   1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (6 оценка: 4,33 из 5)
Комментарии посетителей по теме статьи:
  1. Екатерина:

У меня откололся совсем маленький кусочек переднего зуба (случайно укусила вилку). Это совсем незаметно, состояние зубов не изменилось. Думаю, что к стоматологу идти не обязательно. Пойду, если забеспокоит.

2. Galina:

лучше не затягивать с этим,могу сказать по своему горькому опыту! У моего мужа откололся кусочек зуба и мы тоже думали,что ничего страшного.Потом зуб начал сильно болеть.И когда муж пошел к стоматологу оказалось,что в пульпу попала инфекция.Пришлось удалять.