Застудила зубной нерв: что делать, как лечить застуженный зуб в домашних условиях?

Пульсирующая и ноющая боль в зубе — это основной симптом воспаления зубного нерва. Часто пациенты, которые не знают, что делать, если застудил зуб, прибегают к народным способам лечения, таким как чеснок, сало, разные растворы для полоскания. Все эти средства помогают избавиться от боли лишь на короткий промежуток времени.

Самолечение в домашних условиях может привести к плачевным последствиям, поскольку простуда зубного нерва, как правило, вызвана не только переохлаждением, но и некоторыми стоматологическими заболеваниями, среди которых кариес, пульпит и т.д. При несвоевременном обращении к стоматологу у пациента может развиться периодонтит или периостит челюсти.

Причины воспаления нерва

• кариес в запущенной форме;
  • новообразовавшийся пульпит;
  • механическое повреждение эмали или тканей зуба;
  • попадание инфекции, вызванное некачественным лечением или внутренним воспалительным заболеванием;
  • использование низкокачественного материала для пломбирования;
  • неправильная установка вставных конструкций — коронок, имплантов.

Что делать, если вам кажется, что вы простудили зуб? Воспаление зуба от переохлаждения — это серьезный повод обратиться к врачу. Во-первых, пациенту требуется эффективное лечение, которое специалист может назначить только после осмотра. Во-вторых, стоматолог должен определить одну из вышеперечисленных причин состояния, при котором застужен нерв, и устранить ее.

Признаки и симптомы

Вне зависимости от того, какой из факторов спровоцировал воспалительный процесс, пациентов до момента обращения к врачу беспокоят преимущественно болезненные ощущения. Интенсивность боли зависит от того, насколько благоразумно ведет себя человек и какого образа жизни он придерживается. К числу основных причин, которые усиливают болевой синдром, относятся:

• Злоупотребление кислыми напитками. Кислота в этих жидкостях отрицательно влияет на состояние эмали, вследствие чего развивается гиперчувствительность зубов. Для того, чтобы избежать этой проблемы, пациентам советуют ополаскивать рот после каждого приема пищи или напитков.
  • Нерегулярная чистка зубов. Многие люди забывают о гигиене ротовой полости на фоне боли и дискомфорта из-за воспалительного процесса. Однако чистка зубов является обязательной в этой ситуации.
  • Запущенная стадия заболеваний ЛОР-органов. Гайморит, отит, синусит в хронической форме способствуют усилению боли, возникшей из-за того, что был застужен нерв.
  • Пониженный иммунитет, который ослабляется на фоне переохлаждения, стрессов, неправильного питания и отсутствия физической активности. При простуде пациенты часто жалуются, что у них болят ноги (см. также: что делать, если болят зубы при простуде?). Такая реакция иммунной системы свидетельствует о ее неправильной работе. Зубная боль может также усиливаться на фоне пониженного иммунитета.

• Отечность десны. Припухлость десны, сопровождающаяся покраснением — это еще один признак застуженного нерва. Отек возникает на фоне воспаления пульпы, при котором происходит сдавливание зубного нерва.
  • Повышенная температура тела (поднимается до субфебрильных показателей).
  • Нарушения сна. У большинства пациентов боль из-за воспаления зубного нерва носит постоянный характер, поэтому им очень тяжело уснуть.

Игнорирование этих симптомов приводит к распространению бактерий в корень зуба. Если инфекция переходит к корню, риск возникновения периодонтита или периостита возрастает в разы. При этом бактерии образуют гной, и тогда стоматологу приходится разрезать десну или удалять зуб (рекомендуем прочитать: что делать, если опухла десна и сильно болит зуб?). Соответственно, пациенту крайне важно обратиться врачу при первых же симптомах воспаления зубного нерва.

Лечение застуженного зубного нерва с помощью медикаментов

Лечение застуженного нерва должно осуществляться только стоматологом. Он обязан провести осмотр, определить очаг воспалительного процесса, после чего приступить к терапии. В целом курс медикаментозного лечения воспаления зубного нерва должен включать болеутоляющие, антисептические средства, лечебно-противовоспалительные пасты и протеолитические ферменты.

Обезболивающие медикаменты выпускаются в основном в таблетках и действуют на протяжение 2-5 часов. Антисептические средства нужны для полосканий ротовой полости и обработки пораженной области. Протеолитические ферменты способствуют регенерации и снятию отека.
Лечение запущенной формы требует приема антибактериальных средств — Амоксиклава, Левомицетина или Ципрофлоксацина.
Категория лекарственных препаратовНаименованияСпособ применения
1. Болеутоляющие средстваЛидокаинВ форме геля — полоска наносится на ватный тампон на 15-20 минут. В форме спрея — впрыскивание по 20 мг каждые 1,5-2 часа.
КетановВ таблетках — по 10 мг каждые 4-6 часов. Максимальная дневная норма — 5 таблеток.
ИндометацинВ таблетках — по 25 мг через 8 часов. Дозу можно увеличивать до 50 мг при отсутствии желаемого эффекта.
Нурофен ФортеВ виде таблеток — по 200-400 мг 3 раза в день.
ТемпалгинВ таблетках — по 1 шт. от 1 до 3 раз в сутки.
2. Антисептические средстваМирамистинВ растворе для промывания пародонтальных карманов по 3-5 раз в сутки.
ХлоргексидинВ форме пессария — по 1 шт. 1-2 раза в день.
3. Лечебно-противовоспалительные пастыКальцидонтВ качестве подкладки под пораженный зуб.
ЛайфВ форме пасты для покрытия пульпы.
4. Протеолитические ферментыТрипсинВ виде раствора для внутримышечного введения — по 5 мг 2 раза в сутки + 1-2 мл 0,9% физраствора.
ИруксолВ виде мази- 1 р. в сутки.
5. Антибактериальные препаратыЛевомицетинВ форме порошка для уколов- по 500-1000 мг 2-3 раза в день +2-3 мл воды для инъекций или раствора новокаина. В виде таблеток — по 250-500 мг 3-4 раза в сутки.
АмоксиклавВ виде порошка для суспензии — по 125 мг 3 раза в сутки.
ЦипрофлоксацинВ таблетках — по 750 мг 2 раза в день.

Народные средства

• Содовый раствор. Сода известна всем своими антисептическими свойствами, поэтому ее часто используют для полоскания ротовой полости при воспалительном процессе. Для приготовления раствора необходимо развести 1 чайную ложку соды в стакане воды комнатной температуры. Полоскание проводится 4-7 раз в день до облегчения состояния.
  • Чеснок или сало. Оба продукта всегда можно найти дома, поэтому эти средства не только эффективны, но и доступны для каждого пациента. Для достижения желаемого эффекта зубчик чеснока следует положить на пораженный зуб или десну на несколько минут. В домашних условиях можно также использовать соленое или свежее сало. Действие от сала наступает только через 15-25 минут.
  • Настой из цикория. Для его приготовления 1 столовую ложку сушеного растения необходимо залить 1 стаканом кипятка. Полученному отвару нужно дать настояться 2-5 часов, после чего его можно использовать для полоскания ротовой полости.
  • Гвоздичное масло. Средство используется для компресса. Пациенту необходимо накапать несколько капель на ватный диск и поместить турунду на пораженную десну.

Все вышеперечисленные методы можно использовать до похода к стоматологу. Эти средства лишь на время помогают купировать боль. Эффективное лечение может назначить только врач после осмотра пациента, который застудил зуб. Самолечение и несвоевременное обращение к специалисту может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до удаления (см. также: что делать, если болит десна после удаления зуба и чем можно снять боль в домашних условиях?).

1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (2 оценили на 4,00 из 5)
Азбука зубов
  1. МАРИНА

Пару лет назад у моей мамы прихватил зуб. Сначала болел постоянно, даже во сне мама тысячу раз крутилась. И сало, и чеснок прикладывала. От чеснока эффект лучше, но все же лучше к врачу. Наш стоматолог сразу определяет, где, что и как болит. К такому и идти не страшно.

2. НОННА

А мне сало очень помогло, когда я застудила зуб. Я только им и спасалась, боль заметно утихала. Конечно, потом я обратилась к стоматологу, и пришлось лечить зуб от кариеса, который, как в итоге оказалось, и вызвал боль.